Автоликбез: готовим автомобиль к зиме
Человеку свойственно жить в плену стереотипов. Однажды поселившаяся в голове догма считается незыблемой истиной, иногда даже несмотря на явные противоречия с действительностью.
Если остановить десять прохожих и задать всем вопрос «Легко ли поджечь бензин?», все десять эмоционально ответят, что очень легко. Достаточно небольшой искры или спички, чтоб бензин вспыхнул.
Для обывателя такое мнение характерно. Конечно, бензин в ведре поджечь просто. Но профессионалы автосервиса относятся к вопросу совсем по-другому. Они-то знают, что поджечь бензин в цилиндрах автомобильного двигателя – очень и очень непростая задача.
На какие только ухищрения не идут конструкторы двигателей, чтоб оптимизировать и сделать более надежным процесс воспламенения топлива! Да и ремонт двигателя чаще всего сводится к устранению причин плохого сгорания бензина, выражающихся в том, что машина «не едет», «троит» или попросту не заводится.
Горит не бензин, горят его пары
Следовательно, необходимо испарить топливо, прежде чем подавать его в цилиндр двигателя.
В подавляющем большинстве современных моторов топливо распыляется форсункой, или по-другому инжектором. Отсюда и распространенное название «инжекторный двигатель». Качество распыла, а соответственно и стабильность работы мотора, определятся состоянием форсунки. Негативное воздействие на испарение оказывает и отрицательная температура воздуха. Вы, наверно, уже догадались, что самые сложные условия работы двигателя – это зима.
Готовим автомобиль к зиме: что предпринять?
Хорошо, скажет читатель, так какие же условия необходимы для надежной работы мотора зимой и что я как автовладелец могу для этого предпринять? Давайте разберемся.
Чтобы не знать проблем с запуском двигателя в морозы, нужно обеспечить хорошее испарение топлива. Для этого перед наступлением холодов очень желательно выполнить жидкостную промывку форсунок.
Процедура давно и массово освоена автосервисами и занимает около полутора часов. При ее выполнении от мотора отсоединяют магистраль подачи бензина и подключают вместо нее промывочную установку. Тридцать-сорок минут двигатель работает на специальном сольвенте. Сольвент растворяет все оставшиеся от бензина отложения и смолы, причем не только на распылителе форсунок, но и на клапанах и даже в камере сгорания двигателя.
Результат промывки – более мягкая работа мотора на холостом ходу, увеличение тяги на низких оборотах и, самое главное, облегчение запуска при отрицательных температурах воздуха.
Но промывка – это еще не все. Как известно из физики, при сжатии газа он нагревается. Применительно к двигателю будет справедливым утверждение: чем энергичнее прокрутка при попытке холодного запуска, тем сильнее сжимается и нагревается смесь топлива с воздухом и тем лучше испаряется бензин. Попросту говоря, больше шансов на успешный запуск. Отсюда еще один вполне очевидный вывод: автомобиль должен иметь исправный стартер и хороший аккумулятор.
Если вы интенсивно эксплуатируете автомобиль зимой, приобретите надежный аккумулятор и регулярно проверяйте его состояние сами либо на автосервисе. Как показывает практика, даже аккумуляторы известных производителей служат не более 4-5 лет.
Если возраст вашей батареи больше, есть смысл задуматься о замене. Даже если летом никаких проблем с аккумулятором не было, зимой они могут возникнуть в самое неподходящее время. Дело в том, что изношенный аккумулятор на морозе сильно теряет емкость и не выдает достаточного для пуска тока.
Не менее важно заменить моторное масло. Многие производители позиционируют свои масла как всесезонные. Отчасти это правда. Но все-таки будет лучше зимой использовать масло с низкотемпературными вязкостными характеристиками.
По классификации SAE масло имеет обозначение вида, например, 10W30. Первая цифра характеризует вязкость при низких температурах. Чем она ниже, тем при более сильном морозе масло будет сохранять текучесть. Для климата Удмуртии достаточно масел с первой цифрой 5: 5W30, 5W40. Более низкотемпературные масла предназначены для эксплуатации в условиях Севера, и в нашем регионе в продаже практически не встречаются.
Ну и конечно, надежный зимний запуск зависит от состояния двигателя и его системы управления. Поэтому очень разумно перед зимними холодами нанести визит на СТО с просьбой не только промыть систему питания, но и выполнить комплексную диагностику мотора. Есть автосервисы, которые предлагают со скидкой пакет услуг по подготовке двигателя к зиме: промывка, чистка дроссельного узла, диагностика, замена масла. После такой процедуры автовладелец может быть уверен в надежности двигателя своего железного коня в любой мороз.
Конечно, двигатель – сердце автомобиля. Но позаботиться нужно не только о нем. Очень желательно, например, заменить салонный фильтр: как правило, после пыльных летних дорог он сильно забит и препятствует поступлению воздуха в салон. Зимой же пыли нет, и фильтр практически не работает. Поэтому разумно заменить его для обеспечения лучшей работы «печки».
Еще можно заменить щетки «дворников» на специальные, предназначенные для зимней эксплуатации.
Мало того, что щетки изнашиваются и сами по себе требуют периодической замены. Они еще и имеют дурную привычку обмерзать, превращаясь в кусок льда и теряя всякую эластичность и работоспособность. Зимние щетки имеют особую конструкцию, практически исключающую обмерзание. Какому производителю щеток отдать предпочтение – лучше поинтересоваться в магазине.
Не дожидаясь первых морозов, обязательно замените жидкость в бачке омывателя стекла на специальную зимнюю. Это избавит вас от необходимости гнать машину в теплый бокс и размораживать бачок и трубки омывателя, которые, кстати говоря, на многих иномарках находятся в очень труднодоступных местах.
Ну и самая известная вещь, которую необходимо сделать, это замена резины на зимнюю. Факт настолько банальный и широко известный, что особо на нем останавливаться не будем. Отметим только, что чаще всего резина имеет так называемое Direction of Rotation, то есть направление вращения. Оно обозначено надписью и стрелкой на боковине покрышки. Если резина уже на дисках, и вы меняете колеса самостоятельно, не забывайте об этом и устанавливайте колеса правильно. Направленный рисунок призван усилить эффективность торможения на скользкой дороге.
Особенности зимней эксплуатации автомобиля
Несколько слов следует сказать об особенностях зимней эксплуатации автомобиля. Не все знают, что для двигателя наиболее вредным является режим коротких поездок. Мотор попросту не успевает прогреваться. Это приводит к накоплению отложений сажи и появлению конденсата там, где он очень некстати. Если короткие поездки для вас обычное дело, то хотя бы раз в неделю (в выходные, например) прокатитесь куда-нибудь за город. При длительной работе двигателя выгорают все отложения в камерах сгорания.
Об автозапуске
Штука очень удобная: можно завести и прогреть автомобиль, не выходя из дома. Однако пользоваться ей я бы порекомендовал только при незначительных морозах, градусов до 10-12. Если же на улице холоднее, не поленитесь, заведите двигатель сами.
Система автозапуска, как правило, включает стартер на заданные несколько секунд. Этого может оказаться недостаточно для пуска мотора, и в конечном итоге он уже не заведется совсем. И самое плохое, что вы можете сделать для своего двигателя, это настроить систему автозапуска на периодический запуск и прогрев двигателя ночью. Как показывает практика, после такого издевательства над мотором можно получить не только покрытые нагаром камеру сгорания и свечи, но и глыбу льда в глушителе.
Готовим автомобиль к зиме: итоги
Залог успешного запуска двигателя в условиях зимних морозов – наличие хорошего аккумулятора и низкотемпературного моторного масла.
Очень важно провести комплексное обслуживание двигателя на СТО:
- промывку системы питания
- чистку дроссельного узла
- комплексную диагностику
- жидкость в бачке омывателя заменить на зимнюю
- очень желательно поменять салонный фильтр и щетки «дворников».
Ну и резина тоже должна быть зимняя. Счастливого пути!
Читайте также в рубрике "Автоликбез":
Автоликбез: секреты выбора моторного масла
Автоликбез: пожар в автомобиле
Автоликбез: выбираем подержанный автомобиль