Мотортестер, ваш помощник. Часть 5



Измерения, выполняемые мотортестером

Мотортестер – прибор универсальный, позволяющий произвести большое количество измерений. Попытаемся выстроить систему и свести все измерения в несколько групп:

  • измерение напряжений и токов;
  • получение осциллограмм систем зажигания;
  • получение осциллограмм давлений;
  • исследование датчиков и исполнительных механизмов.

Рассмотрим каждую из групп по порядку.

Напряжения и токи

Сам термин «мотортестер» воспринимается как «тестер двигателя», хотя применять его можно не только для работы непосредственно с мотором. На самом деле возможна работа с электропроводкой, проверка стартера, аккумулятора, генератора, электробензонасоса, поиск утечек тока и т.п. При этом измеряются напряжения, токи, причем токи значительные, например, стартерный ток.

Рассмотрим пару аккумулятор-стартер. Для проверки их состояния можно один канал в режиме измерения напряжения подключить к клеммам аккумулятора, а к другому присоединить токовые клещи и настроить его для измерения стартерного тока. Затем выполнить запуск двигателя и оценить полученные осциллограммы.  Мотортестер, ваш помощник. Часть 5

Необходимо оценить просадку напряжения аккумулятора и бросок тока стартера в момент начала прокрутки. Просадка напряжения до 10-11 В считается нормальной. Значительная просадка напряжения (до 6-8 В) приводит к невозможности запуска двигателя. Обычно средний ток прокрутки составляет около 100-200 А.

Конкретное значение сильно зависит от конструкции стартера, конструкции и состояния двигателя, свойств моторного масла и некоторых других факторов. Поэтому имеет смысл наработать собственный опыт, проведя измерения стартерного тока двигателей тех автомобилей, с которыми вам чаще всего приходится работать. При наличии такого опыта легко выявить проблему в паре стартер-аккумулятор.

На рисунке изображена осциллограмма тока стартера с изношенными щетками. Обратите внимание на характерные провалы осциллограммы тока, соответствующие пропаданию нормального контакта между щетками и ламелями ротора. Мотортестер, ваш помощник. Часть 5

Помимо проверки стартера, можно убедиться в исправности генератора. Для этого измерительный канал мотортестера подключается к клемме D генератора и производится съем осциллограммы при работающем двигателе. Вход мотортестера может быть закрытым.

Еще одна область применения мотортестера – поиск утечек тока. Нередко после даже непродолжительного простоя автомобиля, например, в течение одного дня, аккумулятор оказывается разряженным до такой степени, что запуск двигателя становится затрудненным либо невозможным.

На первый взгляд никакие нагрузки к аккумулятору не подключены, лампы не горят, но тем не менее разрядка происходит. В подобной ситуации может помочь применение токовых клещей мотортестера. Их необходимо установить на провод от плюсовой клеммы аккумулятора и запустить прибор в режиме самописца на измерение тока. Как правило, при этом обнаруживается значительная утечка тока, до 3..10А.

Затем последовательно отключаются предохранители и разъемы жгутов, одновременно ведется наблюдение за осциллограммой тока. Рано или поздно обнаруживается цепь, при отключении которой ток приходит в норму. Дальнейшее обследование цепи приводит к проблемному элементу. Как показывает практика, часто причиной утечек бывают неисправные выпрямительные диоды в генераторе. Возможны также проблемы в установленной охранной системе, залипание реле во включенном состоянии и т.п.

Проверка качества электрического контакта 

Проверка надежности электрического соединения – еще одна операция, выполняемая мотортестером. Из практических наблюдений можно сделать вывод, что проблема плохого контакта в соединениях, к сожалению, явление достаточно частое и характерное не только для отечественных автомобилей, но и для иномарок. Чаще всего это соединение с общим проводом («массой»), поэтому в качестве примера приведем именно его.  Мотортестер, ваш помощник. Часть 5

Для примера на рисунке в качестве нагрузки изображено подключение к «массе» лампы, хотя это может быть стартер, вентиляторы, обогреватель стекла и т.д. Если контакт с «массой» хороший (случай а), то сопротивления в месте соединения нет. Строго говоря, оно там всегда есть, но пренебрежимо мало, и не создает значительного падения напряжения при прохождении по цепи электрического тока. В том случае, если место контакта ненадежно (имеется пленка окислов, электроэрозионный износ поверхности и т.п.), то фактически в месте контакта появляется паразитное сопротивление (случай б). При прохождении по такому соединению тока на сопротивлении возникнет паразитное падение напряжения, которое зависит от силы тока и может составлять до нескольких вольт. 

Мотортестер, ваш помощник. Часть 5

Методика применения мотортестера в этой ситуации такова. Прибор настраивается на измерение напряжений до 15 вольт и запускается самописец. Щупы надежно подключаются к «массе» рядом с точкой соединения и к исследуемой цепи, также в районе соединения, и активируется исследуемая цепь. Если на осциллограмме при этом наблюдается возникновение хоть сколько-нибудь значительного напряжения (0.5..1В), соединение ненадежно и требует вмешательства.

Рассмотрим подключение щупов для проведения проверки качества контакта между клеммой и штырем аккумулятора. В этом случае требуется установить щупы мотортестера, как показано на рисунке, и выполнить прокрутку двигателя стартером. В случае появления на осциллограмме значительного паразитного напряжения нужно снять и зачистить клемму.

Мотортестер, ваш помощник: итоги 5 части

Мотортестер можно применять для измерения напряжений и токов, при этом оценивается состояние аккумулятора, стартера, генератора, электробензонасоса.  Можно выполнить поиск места утечек тока, оценить надежность электрических соединений.

Все материалы цикла "Мотортестер, ваш помощник":

Мотортестер, ваш помощник. Часть 1

Мотортестер, ваш помощник. Часть 2

Мотортестер, ваш помощник. Часть 3

Мотортестер, ваш помощник. Часть 4

Мотортестер, ваш помощник. Часть 6

Мотортестер, ваш помощник. Часть 7

Мотортестер, ваш помощник. Часть 8