Железные чудеса
А какой самый дурацкий дефект попадался в вашей практике автомобильного диагноста?
Знаете, такой вопрос мне почему-то захотелось задать, когда я прочитал одно из пришедших мне на почту писем. Его автор – Александр Щербаков, наш с вами коллега-автодиагност.
Честно говоря, я даже задумался и начал вспоминать, какие чудеса попадались мне. Ну ладно, «незаведенки» на буксире, с пустым баком – это банально. Была машина, которая глохла, когда нажимали на тормоз при включенной задней передаче. Но это электрика, тоже все в принципе объяснимо. Тосол в баке вместо бензина – тоже уже никого не удивишь. Но когда я увидел присланные Александром фото, честно говоря, немного обалдел. Мне такого не попадалось. Однако обо всем по порядку.
История такая. Автомобиль Kia Spectra, год выпуска 2008. Из вводных данных, озвученных клиенткой, стало известно, что недавно был выполнен ремонт двигателя, но где и что делали – конечно же, неизвестно. Жалоба – на рывки в движении, особенно на скорости 40 и 60 км/ч. Ладно, начинаем. Когда речь идет о технике, женщинам (да простят они меня) доверия мало, поэтому прежде всего была выполнена пробная поездка. Да, так и есть: при малом нажатии на педаль явно ощущаются рывки, а при среднем или полном «газе» все в порядке.
Ну, это мы мигом решим. Такое поведение автомобиля обычно наблюдается при износе резистивного слоя датчика положения дросселя. Так как педаль по большей части работает в самом начале хода, то и износ датчика в большинстве случаев наблюдается именно там. Однако никаких кодов неисправности в блоке управления не зафиксировано, да и проверка ДПДЗ мотортестером ничего интересного не дала: он абсолютно исправен.
Ну что ж, тем интереснее. А не взглянуть ли на осциллограмму давления в цилиндре? Ведь двигатель был в ремонте, не перепутали ли что-нибудь мотористы? Идея. Быстренько заворачиваем датчик давления и заводим двигатель. На первый взгляд, все чинно-благородно: фазы на месте, давление в ВМТ около 4 атм, УОЗ – чуть больше 3°. Осциллограмма снята мотортестером MotoDoc III, и для тех, кто незнаком с этим прибором, чуть поясню. Желтые вертикальные линии – это сетка через 180°, а яркая зеленая – это момент искрообразования. Чтобы не перегружать картинку линиями, я отключил измерительные линейки:
Вроде все в порядке. Но при легком покачивании дроссельной заслонки за трос начинаются самые настоящие чудеса: давление в ВМТ резко подскакивает до 6 атмосфер! Как так-то? Мы же не открываем заслонку, а лишь чуть покачиваем ее:
То есть наполнение цилиндра воздухом меняется скачкообразно, а не плавно, что само по себе ненормально и вызывает подозрения.
На своих курсах обучения диагностов я постоянно озвучиваю парадоксальную, на первый взгляд, мысль: двигатель работает не на бензине, а на воздухе. Закачали в двигатель воздух – супер, а добавить к нему бензина совершенно не проблема. Проблема воздух загнать, именно поэтому и обрастают двигатели всякими «наддувами» и механизмами переменных фаз ГРМ. Такое представление дает правильное понимание работы двигателя на холостом ходу: увеличили подачу воздуха – возросли обороты, уменьшили подачу – соответственно, и обороты упали. Так вот, возвращаясь к логике работы блока управления. Блок поддерживает частоту вращения на холостом ходу, используя два контура, быстрый и медленный. Медленный – это подача воздуха через регулятор холостого хода либо электронную дроссельную заслонку. Быстрый контур – это угол опережения зажигания. Когда нужно оперативно отреагировать на возрастание или падение частоты вращения, блок резко увеличивает либо уменьшает УОЗ.
MotoDoc имеет интересную и очень правильную, на мой взгляд, особенность отображения осциллограммы давления в цилиндре: он показывает ее кадрами. То есть впуск-сжатие-рабочий ход-выпуск – это один кадр. Следующий рабочий цикл – следующий кадр. И так далее. Это намного удобнее, чем в других приборах, которые отображают всю осциллограмму целиком в одном экране. К чему я это?
А к тому, что буквально через пару рабочих циклов, в одиннадцатом кадре видно, как блок управления оперативно отреагировал на это повышение наполнения цилиндра воздухом. Он резко отбросил УОЗ в отрицательную сторону, на целых 16° позже ВМТ:
Это говорит о том, что блок пытается скомпенсировать возросшее наполнение воздухом! Но откуда оно возникло? Снимем-ка впускной патрубок и посмотрим на дроссельную заслонку. Ну да, так и есть: в корпусе дроссельной заслонки каким-то умельцем сделаны пропилы-канавки:
Пропилы выполнены грубо, края в зазубринах и царапинах. Кто-то сделал «железный» тюнинг. Зачем? Какова логика такого вмешательства, чего добивались? Сказать сложно. Попытка облегчить трогание с места? Сомнительно… Однозначно можно утверждать лишь то, что подобное рацпредложение привело к нарушению нормального наполнения цилиндров воздухом при малом открытии дроссельной заслонки. А это потянуло за собой неадекватную работу блока и рывки в движении. Блоку-то не объяснишь, что заложенная в его память таблица соответствия открытия дроссельной заслонки и потока воздуха через нее не имеет ничего общего с действительностью.
Замена дроссельной заслонки проблему решила. Остался открытым вопрос: почему дефект не проявлялся до ремонта двигателя? К сожалению, здесь можно только гадать: может быть, канавки были забиты грязью, а после ремонта усердный моторист отмыл дроссельный узел, но не придал им значения. Может быть, клиентка просто что-то недоговаривает. Такое, кстати, бывает регулярно. Может быть, плачевное состояние мотора перед ремонтом маскировало этот дефект. Сказать сложно.
Однако случай интересен тем, что дефект удалось определить по осциллограмме давления в цилиндре, включив логику. Ну что, моя коллекция курьезных случаев ремонта, которые я рассказываю на своем курсе автодиагностики, пополнилась еще одним экземпляром.
P.S.: первые же читатели статьи рассказали мне, что это такое... Это так называемый MD-тюнинг, который, если верить его авторам, цитирую дословно, "увеличивает мощность на 10-20% на всех оборотах, уменьшает расход топлива на 10-20%, обеспечивает более уверенный запуск, убирает естественный провал". Я не буду давать ссылки на видео в Ютьюб, любой желающий найдет их сам. Но, как показывает даже беглый просмотр роликов и комментариев под ними, не перевелись еще среди автовладельцев откровенные лохи, и по всей вероятности, не переведутся еще долго.
Не говоря уже о том, что для увеличения мощности на 10% нужны кардинальные доработки двигателя с заменой распределительного вала и программы в блоке, отмечу лишь "убирание естественного провала". Это где такой провал? Да еще и "естественный"? Ну то есть автопроизводители бьются в лабораториях, тратят огромные деньги, тщательно прорабатывают узел дроссельной заслонки, а тут две канавки пропилил - и уменьшил на 20% расход топлива. Да еще и "естественный провал" устранил.
Грустно...