Загадочный Lanos
Звонок коллеги по авторемонту обещал интересную работу. Оказывается, он уже долгое время пытается починить DAEWOO Lanos с полуторалитровым мотором, но так ничего и не может сделать.
Дефект заключается в том, что двигатель автомобиля периодически глохнет на холостом ходу, так же спонтанно может на секунду-другую провалить обороты и вновь их восстановить, и подергивает авто при движении.
Товарищ сделал все, что было в его силах: поменял бензонасос, модуль зажигания, свечи и высоковольтные провода. Даже ставил с другого автомобиля блок управления двигателем — ничто не помогало решить проблему. Ну что ж, тем интереснее.
Что имеем на входе?
Lanos. 1.5-литровый мотор, Евро 2, распределенный впрыск, зажигание типа DIS, система управления ITMS-6. Мы не будем столь прямолинейны и не начнем менять все подряд, а попробуем применить диагностическое оборудование и логику.
Для начала подключаем сканер
Все параметры работы мотора на холостом ходу вполне адекватны, а главное — активно работает лямбда-зонд, и коэффициент коррекции топливоподачи говорит о том, что с составом смеси все в порядке. Результат вполне предсказуемый. Ведь кратковременные спорадические сбои в работе мотора и не могут возникать из-за проблем с подачей топлива, эта система весьма инерционна. Поэтому бензонасос изначально был заменен зря.
Но работа сканером позволила сделать первый важный вывод: при перебоях в работе мотора ЭБУ четко отображает число оборотов и время впрыска. А это означает, что проблема кроется не в синхронизации. Другими словами, как говорят диагносты, «ЭБУ видит прокрутку».
Уже немало. Далее снимем с крючка старый добрый MotoDoc II, верой и правдой служащий в нашей мастерской уже много лет. Подключаем щупы к высоковольтным проводам, заводим двигатель. Результат не заставил себя долго ждать — вот оно:
В момент сбоя в работе мотора пропадает высокое напряжение. Да не просто пропадает, а появляются жуткие шумы, как будто на вход модуля зажигания подают не импульс, а какую-то помеху. Возникает мысль о дребезге контактов либо о проблеме в электропроводке от ЭБУ до модуля зажигания. Предвкушая быструю победу, подключаем универсальные щупы мотортестера ко входам модуля, и запускаем съем осциллограммы:
Результат озадачивает. При сбоях в работе форма импульсов абсолютно не меняются, они поступают с ЭБУ все так же стабильно. Что это значит? Неисправен модуль? Но его уже меняли, результата это не дало. К слову, на такой мотор один к одному можно подключить модуль зажигания от ВАЗ, так что задача облегчается.
Подумаем. Проблема явно в перебоях высокого напряжения. Управляющие импульсы на модуле есть. Что остается? Конечно — питание и «масса». Подключаем универсальный щуп к выводу «массы», заводим мотор и видим следующую осциллограмму:
Все, задача решена
Налицо отсутствие нормального контакта между «массой» автомобиля и модулем зажигания.
Поясним осциллограмму
В момент прихода с ЭБУ управляющего импульса модуль начинает заряжать одну из катушек, и через нее течет весьма значительный ток. Из-за наличия паразитного сопротивления возникает напряжение на «массовом» выводе модуля, причем это напряжение ведет себя абсолютно спонтанно.
В нашем случае оно поднималось до 1.2…1.5 вольт. И когда оно уж слишком большое (контакт с «массой» совсем плохой), катушка не может накопить энергию, достаточную для пробоя искрового промежутка и горения искры, что и приводит к сбоям в работе мотора.
Еще картинка:
На ней совершенно четко видно, что в момент пропадания «массы» пропадает и высокое напряжение на катушке. Вот этот участок в растянутом виде:
Напряжение на массовом выводе модуля зажигания (белая осциллограмма) в момент сбоя достигает 5.5 В.
А чтоб окончательно убедиться в правильности наших выводов, снимем одновременно и сигнал на одной из форсунок:
Совершенно очевидно, что в момент проявления дефекта сигнал на форсунке (голубая осциллограмма) присутствует. Поэтому к системе подачи топлива претензий нет, а причина дефекта — плохая «масса» на разъеме модуля зажигания.
Вообще проверить мотортестером MotoDoc II (III) качество «массы» очень просто. Один конец универсального щупа подключаем к сомнительной «массе», второй — к плюсу аккумулятора, устанавливаем предел 16 вольт и включаем самописец. Ну или другой тип синхронизации по выбору. Затем запускаем мотор и смотрим, как ведет себя напряжение.
Если все в порядке, то будет ровная прямая линия. Если же нет, то в момент возникновения нагрузки на исследуемую цепь напряжение упадет, иногда очень значительно, на несколько вольт. Можно поступить иначе — подключиться к исследуемой «массе» и минусовой клемме, как я и сделал. Тогда любое возникновение напряжения будет говорить о наличии плохого контакта.
Устранение дефекта свелось к припаиванию дополнительного провода от разъема модуля зажигания прямо на толстый минусовой провод аккумулятора, благо, что на этом моторе они находятся в считанных сантиметрах друг от друга.
Вывод
Если вы занимаетесь моторной диагностикой серьезно, то обзаводитесь хорошим диагностическим оборудованием. Оно облегчит вам работу и избавит от необходимости менять все детали подряд.