Звонки по России бесплатно

Вот такая "масса"



Вы работаете диагностом на автосервисе. Наверняка вам приходилось наблюдать такую картину: приехал автомобиль, достаточно старый, и клиент говорит что-то вроде «машина ведет себя вот так и вот так, иногда дефект проявляется спонтанно, я объехал уже несколько сервисов, ничего не могут найти».

Ну, как водится, свечи уже новые, высоковольтные провода тоже, иногда новыми оказываются и топливные форсунки. И далее по списку – модуль зажигания, бензонасос, «мозги». Знакомая картина?

Беда в том, что не все мастера-диагносты понимают важность банальных вещей. А именно – состояния электропроводки автомобиля: везде ли хороший контакт, нет ли где-то окисленных разъемов и клемм и тому подобных дефектов.

Существует курьезная, но тем не менее совершенно справедливая истина. Говорят, что в электропроводке бывает всего два дефекта – отсутствие контакта там, где он должен быть, и присутствие контакта там, где его быть не должно. Все верно!

И задача грамотного диагноста заключается в том, чтобы, используя оборудование, увидеть эти самые отсутствия и присутствия, не разбирая пол-автомобиля. Увидеть их на осциллограммах. Как показывает практика, далеко не все умеют это делать быстро и безошибочно.

Я уже многократно рассказывал в своих статьях о дефектах электропроводки, обнаруженных по осциллограммам различных датчиков и систем зажигания. Хочу привести еще один очень интересный и характерный пример.

Автомобиль банальный, ВАЗ 2110, двигатель восьмиклапанный, блок управления старый добрый Январь 5.1. Жалоба клиента – с машиной «что-то не так» и опять-таки никто не может это самое «не так» найти. Хорошо, начнем по порядку.

Подключаем сканер. Кодов неисправностей нет, параметры на первый взгляд все в норме.

Так как автомобиль достаточно старый, принимаем решение поработать с ним мотортестером. Это будет более разумно. Проверим датчики, систему зажигания, взглянем на осциллограмму давления в цилиндре.

Как только дело дошло до осциллограммы датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), все стало ясно. Снимали ее на заведенном двигателе. Вот она:

Что это за пики на осциллограмме, да еще и целых два вольта? Глушим мотор и повторяем тест. Осциллограмма принимает совершенно нормальный вид. Заводим. Пики появились опять. Ага! Значит, они связаны с работой либо мотора, либо генератора.

Чтобы сразу исключить проблемы с генератором, глушим двигатель и снимаем ремень. Нет, пики не исчезли! Что это может быть?

Опыт подсказывает, что эти пики – следствие работы системы зажигания. Ставим измерительные линейки таким образом, чтобы выделить четыре последовательных импульса на участке осциллограммы, соответствующем холостом ходу. Да, все верно, частота вращения коленчатого вала при этом оказалась 850 об/мин, то есть холостой ход:

Мы угадали. Эти всплески действительно связаны с работой катушек зажигания. Осталось додумать совсем чуть-чуть: где именно кроется проблема?

Ток катушек зажигания протекает по цепи: плюс аккумулятора – замок зажигания – модуль зажигания – провод массы от модуля до головки блока – двигатель – провод от двигателя до минусовой клеммы. Все, круг замкнулся.

Напомню, вот точки соединения массы ЭСУД и двигателя:

А вот это, чуть ниже – провод, соединяющий двигатель и минусовую клемму аккумулятора:

Где «пересекаются» токи, текущие через цепь массы ЭБУ и цепь массы модуля зажигания? Смотрим схему:

Массовый провод модуля зажигания подключается напрямую к точке G1, иначе говоря, к головке блока. Туда же, к головке блока в точке G2 подключена масса ЭБУ.

Совершенно очевидно, что проблема возникла на участке от точки G2 до минусовой клеммы аккумулятора. Если на этом участке возникнет паразитное сопротивление, то ток катушек создаст на этом сопротивлении подскок напряжения. Что мы и видим на осциллограмме: в моменты накопления энергии в катушке возникает подскок напряжения характерной формы.

Осталось взять в руки надфиль и шкурку, чтобы привести в порядок все соединения провода массы от двигателя до аккумулятора. И заново снять осциллограмму. Да, вы угадали: пики на осциллограмме пропали, а клиент после пробной поездки заявил, что с автомобилем теперь все в порядке.

Алексей Пахомов