Старье берем!



В своих статьях я неоднократно писал о том, что достаточно старые машины требуют в диагностике применения не столько сканера, сколько мотортестера. Здесь можно даже установить некий рубеж, пролегающий через цифру 2000. До этого года в большинстве случаев работа сканером бессмысленна и львиную долю проверок приходится выполнять мотортестером.

Проверять при помощи мотортестера приходится практически все узлы и элементы двигателя: систему зажигания, механизм газораспределения, датчики и исполнительные механизмы. Также можно оценить пневматическую плотность цилиндров и даже состояние форсунок. При этом разумно задействовать все предоставляемые прибором возможности, в том числе и заложенные в него автоматические тесты.

В качестве примера проведем анализ осциллограмм автомобиля Opel Sintra, двигатель Х22ХЕ, год выпуска 1998. Владелец пожаловался на сниженную мощность двигателя, рывки в движении и неравномерную работу мотора на холостом ходу.

Прежде всего снимем и рассмотрим осциллограмму высокого напряжения. При покадровом просмотре осциллограммы легко обнаруживаются проблемные моменты, например, вот этот, во втором цилиндре:

Если пролистать кадры осциллограммы, можно неоднократно увидеть отклонение формы от нормальной, и не только во втором цилиндре, но и в других цилиндрах тоже. Форма осциллограммы, выделенная овалом на рисунке, говорит, вероятнее всего, об обрыве высоковольтного провода.

Далее требуется выполнить тщательную проверку системы зажигания «вручную» с визуальным контролем состояния свечей и проводов на предмет механических повреждений, окислений и следов пробоя, а также замером внутреннего сопротивления как проводов, так и свечей.

С системой зажигания все ясно. Теперь выполним автоматический тест эффективности цилиндров. Здесь нужно рассмотреть несколько моментов. Первый – работа на холостом ходу. Из графиков становится понятно, что хорошо работает только первый цилиндр:

Три оставшихся тоже вроде бы работают, но как-то недостаточно эффективно. Да и гистограммы ускорения на холостом ходу говорят о том же.

Но при работе двигателя под нагрузкой графики, построенные автоматическим тестом, выглядят совсем иначе:

Здесь совершенно очевидно, что первый цилиндр наоборот, провалился, а работают третий и четвертый. Какой можно сделать вывод?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на «хвосты» графиков:

Совершенно никаких проблем, хвосты практически слились воедино. С «железом» все в порядке. Поэтому с высокой долей вероятности можно предположить, что проблема заключается в форсунках, причем характеристики форсунок «уплыли» настолько, что на разных режимах работы они ведут себя по-разному. В частности, форсунка первого цилиндра хорошо «льет» на холостом ходу, но ее производительности под нагрузкой не хватает для нормальной работы цилиндра.

В этом легко убедиться, установив форсунки на стенд и проверив их производительность на разных режимах. Но, как показывает практика, результатов теста эффективности работы цилиндров достаточно, чтобы сделать верный вывод о состоянии форсунок.

Аналогичная ситуация описана вот в этой статье: Когда трое работают за четверых.

Еще раз обратимся к проблемам в системе зажигания. Они есть, никуда не делись, и совершенно четко видны на графиках эффективности в виде единичных провалов ниже нуля:

И именно во втором цилиндре, хотя есть и в других. Для наглядности на иллюстрации отключены третий и четвертый цилиндры.

Вот такой анализ… Вывод: комплект форсунок – под замену, систему зажигания проверять с пристрастием. Только после устранения всех обнаруженных дефектов можно говорить о нормальной работе этого довольно старого уже мотора.