Скрипт ElPower в помощь диагносту



Вы наверняка слышали в моих видеоуроках банальную истину: хороший диагност обеспечивает работой половину сервиса. И моториста, и электрика, и даже слесарей. Сегодня я расскажу о том, как с помощью мотортестера Autoscope IV проверить главные элементы электрооборудования — аккумулятор, стартер и генератор.

Самое интересное в том, что исправность стартера, например, важна не только сама по себе: иногда он создает настолько сильные электромагнитные помехи, что они мешают нормальному запуску двигателя. Такую картину можно наблюдать, например, на старых автомобилях Nissan.

Программа мотортестера Autoscope содержит скрипт для проверки стартера, генератора и аккумулятора, так называемый ElPower. Его автор — Андрей Шульгин. Скрипт после выполнения несложных действий выводит на экран результат в виде таблицы с параметрами. По ним очень легко судить о состоянии главных узлов электрооборудования.

Не буду пересказывать руководство по работе со скриптом, вы можете изучить его самостоятельно, лучше покажу пару интересных примеров.

Сравним результаты теста ElPower двух автомобилей: Volkswagen и Suzuki.

Это Volkswagen:

Первое, на что хочется обратить внимание, это генератор. С ним вообще никаких проблем: напряжение зарядки в норме, пульсации совсем незначительны.

С аккумулятором дела обстоят хуже: он выдает стартерный ток намного меньше, чем «в молодости». Да и просадка напряжения при прокрутке уже слишком заметна.

А вот со стартером дела обстоят совсем плохо. Ток втягивающего реле и время его включения с запасом укладываются в норму. Но наличие разрывов тока однозначно говорит о том, что без снятия и серьезного ремонта не обойтись. Что такое разрывы тока?

При работе стартера ток течет от положительной клеммы аккумулятора через контакты втягивающего реле, щетки и коллектор на «массу» двигателя. Разрыв в этой цепочке может возникнуть только в двух местах: на контактах реле и на щетках стартера. Но контакты реле неподвижны, а вот щетки скользят по якорю. Поэтому можно с большой долей вероятности утверждать, что разрывы тока в стартере возникают именно на якоре электродвигателя.

Скрипт анализирует форму осциллограммы и определяет  моменты, когда ток резко уменьшается, вплоть до полного исчезновения. Это и есть разрывы тока стартера. В нашем случае их было 115, а в идеале не должно быть совсем.

А не ошибается ли скрипт? Давайте посмотрим на осциллограмму:

Красный график — это ток стартера, желтый — напряжение на клеммах аккумулятора.

На осциллограмме тока жуткие провалы. Это и есть моменты пропадания тока из-за износа щеток стартера. В такой ситуации возникают сильные электромагнитные помехи. Они мешают работе датчика положения коленвала и даже могут послужить причиной незапуска двигателя.

Ну и график напряжения тоже скачет одновременно с током.

Давайте убедимся в том, что это именно щетки, а не контакты втягивающего реле. Для этого посмотрим на самое начало прокрутки:

Очевидно, что количество и амплитуда разрывов тока увеличивались вместе с ростом оборотов стартера. А в самом начале прокрутки разрывов не было.

Вывод: аккумулятор под замену, стартер в ремонт.

А теперь рассмотрим еще один результат теста, это уже Suzuki. Здесь картина другая:

Несмотря на уровень заряженности аккумулятора 100%, напряжение при запуске двигателя просело до 8,7 В. Это уже недопустимо. Ну и ресурс по пусковому току тоже далек от идеала.

Генератор. Тут нужны разборка и ремонт. Во-первых, напряжения 13,5 В недостаточно для нормальной зарядки аккумулятора. Во-вторых, уровень пульсаций напряжения превышает допустимый предел в несколько раз.

Стартер. Здесь никаких проблем нет.

С результатами теста все понятно. А теперь обратим внимание на саму осциллограмму:

Это начало прокрутки. Графики как напряжения, так и тока достаточно гладкие. Никаких провалов, никаких резких изменений. Так выглядит осциллограмма исправного стартера. Небольшой шум на осциллограмме — явление допустимое: все-таки щетки не могут обеспечить идеальный контакт с якорем при его вращении.

А вот момент, когда двигатель подхватил, и в работу включился генератор:

Синий маркер — это момент выключения стартера. Ток (красный график) при этом сменил свое направление: началась зарядка аккумулятора. Но посмотрите, какие сильные пульсации имеет ток! Они таковы, что верхняя полуволна уходит выше нуля. В эти моменты происходит не зарядка аккумулятора, а наоборот, потребление из него тока. Ну и график напряжения также имеет сильные пульсации.

Я напомню: напряжение, которое создает генератор, имеет постоянную и переменную составляющие. Поэтому пульсации есть всегда. Но их в значительной мере сглаживает аккумулятор. Он играет роль конденсатора, который замыкает переменную составляющую напряжения.

Но если генератор неисправен, то амплитуда пульсаций значительно повышается. Скрипт опять-таки автоматически это определяет и выносит свой вердикт. Если скрипт сообщил о повышенной амплитуде пульсаций — все, генератор разбирать. Но взглянуть на осциллограмму, хотя бы из любопытства, никогда не будет лишним.