Про Карла Маркса и убитый двигатель



Был такой немецкий философ, Карл Маркс. Мало кто помнит его сегодня, да собственно, большинству это и не нужно. Но одну штуку из его идей я все-таки напомню. Чтобы доказать положительный эффект от разделения труда, Маркс приводил интересный пример с булавками. Если один человек будет изготавливать булавку «от и до», то эффективность его труда будет низкой. А если один человек режет проволоку, второй  затачивает конец, а третий приваривает головку, то производительность увеличится не в три раза, а во много раз, потому что каждый из них делает только одну операцию и достигает в ней совершенства.

Согласитесь, эта истина банальна. Не секрет, что если автосервис специализируется на одной марке автомобилей или хотя бы на группе марок (например, только Япония), то качество его услуг намного выше, чем у конкурентов. Собственно, об этом я говорил в обучающем курсе «Мой автосервис»: найдите нишу, в которой вы будете специализироваться, будь то диагностика автомобильных двигателей, ремонт «железа» двигателей или установка сигнализаций. Не нужно хвататься за все сразу: не добьетесь успеха ни в одной области.

Однако реальность такова, что всякие конторы «Рога и копыта» хватаются за все подряд, не испытывая ни малейшего страха перед сложными и дорогими современными двигателями. Результат иногда бывает плачевным.

Пример. Автомобиль Peugeot 308 SW, год выпуска 2010. Двигатель, ни много ни мало, BMW-PSA EP6C 1.6 с механизмом переменных фаз на каждом распределительном валу и даже механизмом переменной высоты подъема клапанов. Весьма «навороченный» и современный. К слову, лично я отношусь к моторам BMW с некоторым пиететом, это самое сложные и дорогие силовые агрегаты, однако владельцу этого автомобиля, видимо, далеко до подобного уважения к своему «железному коню». Иначе вообще непонятно, чем он руководствовался, когда отдавал свой авто в ремонт в какие-то гаражи, в то самое СТО под названием «Рога и копыта».

Дело было так. Владелец заехал на шиномонтаж, чтобы сменить зимнюю резину и на его удачу здесь оказалось выше упомянутое СТО. Он обратился туда для замены масла в двигателе и пожаловался на то, что обороты холостого хода после прогрева немного плавают. За 300 рублей тамошний диагност с уверенностью в 1000% вынес  вердикт: требуется ремонт ДВС по причине отсутствия компрессии в одном из цилиндров. Вопрос, почему в холодном двигателе она есть, а в горячем исчезает, остался за кадром. Наверно, после прогрева компрессия куда-то улетучивается.

Судя по всему, владелец решил сэкономить деньги и принял предложение заменить поршневые кольца прямо на этом же сервисе. Как говорится, все просто: научились менять кольца на двигателе ВАЗ 2108 – поменяем и на BMW, велика ли разница? Видимо, примерно так рассуждали мотористы этого СТО.

Поменяли. Довольный хозяин после замены колец двинулся в сторону дома, но двигателя хватило лишь на 50 километров: под капотом раздался непонятный шум, и все, двигатель встал. Дальше пришлось двигаться на эвакуаторе прямо в сторону дилерского центра.

После первой же попытки завести мотор стало ясно: требуется, как минимум, снять головку блока цилиндров, чтобы оценить масштаб разрушений и принять решение о дальнейшей судьбе двигателя. Головка была демонтирована. Мало того, что весь крепеж открутился с минимальным усилием, практически от руки, так еще и выяснилось, что прокладка ГБЦ установлена старая, с использованием герметика!

Ну что ж, результат очень грустный. Второй цилиндр полностью разрушен:

Стенки цилиндра задраны, тарелка клапана оборвана, стенки камеры сгорания повреждены:

Поршень разрушился и оторвался от шатуна:

В поддоне – обломки того, что когда-то называлось поршнем:

Стенки цилиндра задраны. Итого в сухом остатке имеем: требуется замена не только поршня, шатуна и ГБЦ, но и коленчатого вала. После промеров выяснилось, что коленвал погнут.

Что было в этой ситуации причиной, а что следствием, какова была последовательность развития дефекта  – оставим этот вопрос знатокам, нам разбираться некогда. Совершенно очевидно только одно: при сборке мотора было допущено несколько фатальных ошибок, а какая из них и по какой логике привела к разрушению двигателя, сказать сложно. Нам остается лишь констатировать нелицеприятный факт. Иногда я шучу, что профессия диагноста – расстраивать клиентов, и данный пример с этой точки зрения, пожалуй, самое большое достижение.

Вот и все… Заказали новый двигатель. Он стоит почти 300 000 рублей. Такой оказалась цена некомпетентности мотористов неизвестного СТО.