Про Cadillac и CAN-шину
Наверное, уже набили оскомину разговоры о том, что профессиональная автомобильная диагностика выполняется серьёзными приборами, способными не просто считать коды неисправностей и текущие данные, но и увидеть работу двигателя, что называется, своими глазами.
Иначе говоря, на сегодняшний день бывает недостаточно просто подключить сканер и поработать с электронными блоками. Приходится задействовать мотортестер, позволяющий рассмотреть на экране компьютера форму сигналов датчиков либо работу шины обмена данными.
Почему так? Потому что зачастую при нарушении обмена в шинах не удается подключить к сети бортовой электроники диагностический сканер и получить хотя бы какую-то полезную информацию. Интересный пример, который будет приведён ниже, лишь подтверждает правоту этого высказывания.
Автомобиль – Cadillac SRX 2007 года выпуска. Двигатель – внушительная V-образная «шестерка» объёмом 3,6 л. Проблема со слов владельца заключается в следующем: поработав некоторое время, двигатель глохнет и больше не заводится до тех пор, пока не остынет.
Ну, это мы мигом! Подключаем мультимарочный сканер, который имеет в своём составе необходимое программное обеспечение для работы с этим автомобилем. Так, неудача… Связь установить не удается. Что-то не так со сканером? Может быть, может быть… А может быть, и нет.
Давайте-ка поработаем непосредственно с двигателем и выясним, чего не хватает ему для нормальной работы.
Прежде всего измерим давление топлива. Оно оказалось равным 3.9 бар. Справочной литературы под рукой нет, но такого давления явно достаточно для успешного запуска!
Хорошо, теперь разберёмся с синхронизацией двигателя. Точнее, с датчиками, которые за неё отвечают: это датчики положения коленчатого и распределительного валов.
Достаём и разворачиваем мотортестер, подключаем щупы каналов к датчикам. Вот ведь невезуха! Их осциллограммы имеют идеальный вид. Предположение о сбитых фазах газораспределения отметаем: двигатель ведь какое-то время работает, значит, там всё в порядке.
Так, а проверим-ка искру и импульсы на форсунках! Как оказалось, искра есть всегда. И в те моменты, когда двигатель работает, и тогда, когда он не запускается.
А вот с форсунками сложнее: пока двигатель работает, с ними всё в порядке. А в момент, когда мотор отказывается запускаться, управляющих импульсов на форсунках нет. Причём питающее напряжение есть, а нет именно импульсов с ЭБУ.
Такая ситуация, когда искра есть, а управление форсунками отсутствует, очень сильно напоминает блокировку двигателя штатным иммобилайзером. Хорошая идея, осталось подумать, почему такое может происходить.
Возьмём тайм-аут и подумаем, каким образом могут быть связаны два факта:
1. Двигатель ведёт себя так, как будто заблокирован иммобилайзер.
2. Сканер не может установить связь с ЭБУ двигателя.
Причиной и той, и другой проблемы может быть …что? Да, нарушение обмена по CAN-шине, связывающей блоки управления между собой и со сканером.
CAN-шина давно и прочно поселилась на всех современных автомобилях, однако автопроизводители для подстраховки иногда по старинке выводят на диагностический разъём шину K-Line. А если попробовать связаться через неё?
Как говорят диагносты, сканеров много не бывает. Достаем другой прибор, работающий лишь по протоколу OBD-II. Чудо – связь есть! Но ЭБУ двигателя в этом режиме выдаёт лишь самую необходимую информацию: общие для всех производителей коды неисправностей да базовые параметры, связанные в основном с системами снижения токсичности.
Ну хоть что-то. Кодов неисправности, как водится, нет. Из параметров в подобной ситуации для нас главным является частота вращения: если она отображается, то, как принято говорить в среде профессионалов, ЭБУ видит прокрутку двигателя. Включаем стартер – частота есть! Ну, собственно, этого и стоило ожидать.
Почему по K-Line связь есть, а по CAN-шине нет? Ответить на этот вопрос можно, лишь проверив работу шины мотортестером. Подключаемся:

Обратите внимание на два важных момента. Во-первых, в левой части скриншота красным прямоугольником выделено значение напряжения на проводах шины. В состоянии покоя оно составило почти 7 В, хотя должно быть на уровне 2,5 В.
И во-вторых, импульсы имеют совершенно ненормальную форму. Всё это означает, что какой-то из блоков «садит» шину. Но какой именно?
Конечно, в этой ситуации нужно просто брать и отключать блоки по очереди, наблюдая за сигналом, вопрос заключается лишь в том, с какого блока начать.
Вспоминаем, что Cadillac – это бренд, принадлежащий концерну General Motors. Год выпуска автомобиля - 2007. А какие были проблемы и отзывные кампании на автомобилях концерна в те годы? На память сразу приходит отзывная кампания по блокам ABS на автомобилях Chevrolet. Как говорил герой мультфильма Винни-Пух, «это ж-ж-ж неспроста».
И хотя перед нами совсем другой автомобиль, вполне возможно, что на нём установлен такой же либо похожий блок.
Да и опыт работы с «шевролётами» подсказывает, что во многих случаях проблем с CAN-шиной на этих автомобилях её «садил» именно блок ABS.
Отключаем разъем с блока ABS и вновь проверяем форму сигнала шины:
Собственно, всё, задача решена. Обратите внимание на форму сигнала шины. На исправном автомобиле она выглядит именно так. Напряжение на проводах шины в состоянии покоя составило почти ровно 2,5 В, импульсы правильной формы.
Вновь подключаем сканер с программой по автомобилям Cadillac – есть связь! По CAN-шине! Полный набор данных по двигателю, а в памяти блока зафиксирован код неисправности U0073 Control Module Communication Bus Off, означающий потерю связи между блоками управления через шину CAN.
Резюмируя, можно ещё раз повторить очевидную истину: нарушение в шине обмена данными современного автомобиля может привести к самым непредсказуемым последствиям. Помните об этом!