Капризный Ягуар
Обратился ко мне клиент с жалобой на невозможность запуска двигателя. Автомобиль не самый простой: Jaguar X-type, оснащенный бензиновым двигателем 2.5 AWD мощностью 144 kW. ЭБУ двигателя DEN X4.0, коробка передач – механическая.
При попытке завести двигатель не происходит ничего, полная тишина. Даже стартер не крутит.
Обратил внимание на то, что при нахождении ключа в положении «зажигание включено» панель приборов загорается, работают все лампочки, в общем, все работает в обычном режиме. Одно «но»: там, где обычно отображается пробег, стоят прочерки.
Прежде всего подключил сканер и считал память неисправностей:
- Р1000: OBD-системный тест - процедура не завершена;
- Р1638: Связь ЭБУ с панелью приборов - неисправность.
Ошибки имеют постоянный характер и из памяти не удаляются.
Ну, с первой-то ошибкой все понятно. ЭБУ двигателя выполняет постоянный мониторинг систем, связанных с экологией. Сюда входят, например, проверка лямбда-зонда, контроль пропусков воспламенения в цилиндрах и прочие процедуры. Ну а так как двигатель не запускается, то появление такого кода в общем-то не удивляет.
А вот второй код – серьезнее и требует самого пристального внимания. Отсутствует связь между блоком управления двигателем и панелью приборов. На современном автомобиле ошибками такого рода пренебрегать нельзя: они могут приводить к совершенно непредсказуемым последствиям, в том числе и к невозможности запуска. На многих автомобилях, например, концерна VAG, в панели приборов хранится код иммобилайзера. Здесь вполне может быть такая же ситуация.
Обмен между блоком двигателя и панелью приборов осуществляется по шине CAN. Значит, в первую очередь нужно установить ее исправность, выполнив ряд электрических проверок на отсутствие замыканий проводов шины на массу, на питание и между собой.
Так как автомобиль не заводится, все проверки пришлось проводить у клиента во дворе. Из инструментов, кроме сканера, - китайский мультиметр.
Итак, вооружившись мультиметром, начинаю проверку с диагностического разъема:
- pin 06 CAN High на массу - замыкания нет;
- pin 06 на pin 16 (бортовая сеть) - замыкания нет;
- pin 14 CAN Low - на массу - замыкания нет;
- pin 14 на pin 16 (бортовая сеть) также замыкания нет.
Далее отключаю минусовую клемму от аккумулятора, измеряю сопротивление между контактами диагностического разъема pin 06 и pin 14 и получаю цифру 60 Ом. Пока что все замечательно. Сопротивление между проводами CAN-шины и должно составлять такое значение.
Далее отключаю разъем от панели приборов и вновь измеряю сопротивление, которое оказывается равным 120 Ом. Что ж, все верно: в панели установлен оконечный резистор-терминатор, отключение которого приводит к изменению сопротивления между проводами шины.
Раз уж разъем от панели приборов отключен, проверил линию CAN до диагностического разъема: все прозванивается, обрывов нет.
Такие же операции провел с ЭБУ двигателя - все в порядке. Сам блок между контактами шины CAN при отключенном жгуте проводов имеет сопротивление 120 Ом. Тем не менее связи между ЭБУ и панелью приборов нет.
Собираю все обратно и вновь подключаю сканер. Панель приборов все так же не отображает пробег, а коды неисправностей в памяти все те же. Надо ли говорить, что стартер все так же не вращается.
Ну что, самое время открыть документацию на автомобиль и поискать подсказку там. Читаю:
The ECM will only operate the starter relay providing the following conditions are met:
- The ignition switch has been in the start position for a predetermined time;
- The security response between the ECM and the instrument cluster (IC) has passed;
- The engine is not running;
- The transmission range switch is in the NEUTRAL or PARK position (vehicles fitted with automatic transmission);
- The clutch pedal is operated (USA vehicles fitted with manual transmission).
Электронный блок управления включит реле стартера только при выполнении следующих условий:
- ключ зажигания в позиции «Старт» в течение заданного времени;
- выполнен обмен противоугонными данными между ЭБУ двигателя и панелью приборов;
- двигатель не запущен;
- селектор трансмиссии находится в положении «Паркинг» или «Нейтраль» (автомобили, оснащенные автоматической коробкой передач);
- педаль сцепления нажата (автомобили для продажи в США, оборудованные механической коробкой передач).
Пару слов о последнем пункте. Почему для автомобилей, продаваемых в Америке, введено условие «педаль сцепления нажата»? Ответ прост: американцы настолько привыкли к езде на «автоматах», что совсем не проверяют положение рычага механической коробки перед запуском двигателя и запросто могут завести автомобиль на передаче. Поэтому для таких машин обязательное требование – выжимать педаль сцепления перед запуском. Но это мы немного отвлеклись.
Как я понимаю из описания, пока ЭБУ не получит ответ от панели приборов, он попросту не даст команду на запуск двигателя (прокрутку стартера).
По результатам проверки принял решение: с CAN-шиной, если рассматривать ее в виде проводов, проблем нет. Проблема сидит в самой панели приборов. А так как в панели содержится код иммобилайзера, ЭБУ двигателя не будет включать стартер, пока с ней нет связи. В руководстве, которое приведено выше, именно это и написано.
Я обрисовал клиенту проблему и сказал, что неисправна панель, ее нужно менять и заново прописывать иммобилайзер у дилера. Но есть шанс отремонтировать панель. Очень может быть, что в панели просто есть какой-нибудь непропай в цепи питания или разъеме. Как показывает практика, такое бывает. Эти проблемы можно попытаться решить, вскрыв панель и внимательно рассмотрев ее плату.
Косвенно об этом говорит еще и тот факт, что лампы на панели светятся, индикатор работает, хотя и показывает прочерки. Другими словами, не все еще потеряно! Снимаю и вскрываю панель. Вот фото:
Причина дефекта - обрыв дорожки на плате панели приборов. Совершенно очевидно, что ранее эта дорожка уже паялась, обрыв оказался именно в месте ремонта.
Привел плату панели в порядок, все собрал и завел авто. Клиент и его родители чуть не расцеловали меня, так как машину не могли завести на протяжении месяца.