Как увидеть невидимое
В этом весь смысл диагностики современного двигателя.
Есть нечто. Это нечто не дает двигателю нормально работать. Задача диагноста - найти это нечто и по возможности устранить.
Проблема лишь в том, что дефект чаще всего не виден невооруженным глазом. Чтобы его обнаружить, требуется диагностическое оборудование, а также знания и умение с этим оборудованием работать.
Очень интересный случай рассказал наш коллега и ученик Магомед Бельтоев:
- Приезжала недавно Нива Шевроле 2004 года выпуска, установлен ЭБУ MP7. Жалоба клиента - двигатель троит.
До нас на автомобиле заменили форсунки, модуль зажигания, свечи и высоковольтные провода. Со слов хозяина авто, на другом сервисе замерили компрессию и сообщили ему, что компрессия в норме. В общем, после всех этих безрезультатных замен и манипуляций ему деликатно приговорили ЭБУ (мотивируя тем, что типа может быть какой-нибудь сбой в программе).
Клиент привёз с собой новый блок Я5.1.1, купленный в магазине за 7000 рублей. Попросил перешить этот блок и установить на авто. Само собой, в просьбе клиенту было отказано. Но предложили помощь в поиске причины троения, тем более после такой замены запчастей :-)
МТ-10 ни чем не порадовал. Кодов нет, параметры работы на первый взгляд все в норме.
Осциллограмма вторичного напряжения тоже в порядке.
Далее был выполнен тест Css осциллографом Постоловского, а затем по его результатам и тест Px в первом цилиндре.
По результатам теста Css совершенно очевидно, что в первом цилиндре проблема с "железом", и не просто проблема, а катастрофа. Тест Рх в первом цилиндре подтвердил это предположение: осциллограмма давления ненормальная, графики количества имеют "кривой" вид. Да и сам скрипт сразу указал на недопустимую потерю газов в цилиндре, составившую целых 26%.
Мой напарник-учитель не поверил, когда я сказал, что причина в отсутствии компрессии (точнее, наверное, будет сказать отсутствие сжатия) на заведённом двигателе. На стартерной прокрутке компрессия есть, ее проверяли компрессометром и даже получили нормальный результат.
В общем, отправили клиента вернуть новый Январь в магазин, оттуда бегом к мотористу.
Честно говоря, я думал, что дело в зависающем клапане или же в гидрокомпенсаторе, который не даёт закрыться клапану.
Через два-три дня клиент возвращается с замененным распредвалом и рычагом клапана и с новой мелкой проблемой... но это уже другая тема.
Вот фото дефектных узлов:
PS. Приятно видеть то, что другие не видят :-)
Комментарий Алексея Пахомова:
Спасибо, Магомед, случай очень даже интересный. Почему столь вопиющий дефект не был обнаружен компрессометром? Потому что клапаны в цилиндре были герметичны, и при прокрутке, когда при медленном вращении двигателя цилиндр успевает наполниться воздухом, сжатие в цилиндре есть. Компрессометр покажет вменяемый результат.
А вот при работе двигателя поток газов ограничен из-за изношенного распредвала. Наполнение цилиндра плохое, соответственно нет и отдачи от него. Обратите внимание на то, что "хвосты" графиков в тесте Css в самом конце сошлись. Вроде как пропала проблема в первом цилиндре. Но ведь при прокрутке мы измеряем компрессию именно там!
Очень интересна осциллограмма давления в цилиндре. Вследствие износа кулачка и "коромысла" говорить о нормальном открытии клапанов не приходится. Поэтому осциллограмма имеет вид, как при сбитых фазах ГРМ.
Итог
Грамотная современная моторная диагностика обязана базироваться на применении диагностических приборов и их умелом использовании.
Описанный случай - полное тому подтверждение.