История одного Hover'a
Приехал как-то к нам на сервис такой вот автомобиль:
Называется он Great Wall Hover H5. Под капотом живет двигатель GW4D20 объемом 2 л, турбодизель. Двухвальная головка блока, система впрыска топлива Delphi, турбокомпрессор BorgWorner.
В один не самый прекрасный день у автомобиля пропала тяга, из выхлопной трубы появился черный дым, а двигатель начал перегреваться, что и заставило владельца явиться на сервис.
Ну что ж, очевидно, что все эти симптомы говорят о слишком богатой смеси. А у богатой смеси может быть только две причины: или мало воздуха, или много топлива. В случае, если двигатель оборудован турбокомпрессором, недостаток воздуха может быть следствием слишком низкого давления наддува.
Топливные форсунки недавно были отремонтированы, поэтому диагностику двигателя решили начать с подключения сканера и снятия логов по наддуву: сравнить на ходу заданное давление наддува с реальным. Это, пожалуй, самое разумное, что можно сделать в подобной ситуации.
Однако пробная поездка и дальнейший анализ параметров не выявили никаких отклонений. Текущее давление наддува послушно повторяло заданное.
Следующим шагом было решено измерить компрессию. Как показывает практика, на дизельных двигателях снижение компрессии весьма заметно сказывается на качестве их работы, в том числе вызывая черный дым. Но это легко сказать, да трудно сделать: чтобы подключить датчик давления в цилиндре вместо свечи накаливания, пришлось заказывать токарю специальный переходник.
Однако случился курьез: раньше, чем был получен заказанный переходник, засвистела турбина. Так, уже теплее. Турбину сняли и отправили в ремонт. Пока турбина демонтирована, самое время проверить состояние масляных каналов двигателя. Причем не только нагнетающего, но обязательно и сливного: затрудненный слив масла из турбины приводит к повышенному коксованию его в подшипниках и выходу турбины из строя.
Итак, проверяем масляные каналы. Быстро выяснилось: и подача, и слив – в порядке. Заодно, когда снимали турбину, нашли причину выхода ее из строя. Этой причиной оказался негерметичный патрубок впускного тракта до турбины, в который приходит шланг вентиляции картерных газов.
Напомню, что удаление картерных газов на дизельных двигателях – задача не самая простая, и решается она подачей газов в пространство после воздушного фильтра, но перед турбиной. Только там есть хоть какое-то подобие разрежения.
В нашем же случае получилось так, что на высоких оборотах картерные газы не вытягивались, потому что патрубок попросту порван и никакого разрежения между фильтром и компрессором не было. Ну и плюсом к этому обнаружили негерметичность интеркулера.
И тут же поняли свою ошибку: нужно было прежде всего проверить впускной тракт генератором дыма, а мы доверились показаниям сканера о совпадении заданного и текущего давления наддува. И пришли к выводу, что с наддувом проблем нет.
Объяснение здесь, видимо, одно: турбокомпрессор BorgWorner спроектирован с таким запасом, что справлялся со своей задачей даже при негерметичности впускной системы. Однако это потребовало от него работы с увеличенной нагрузкой. А если учесть, что все это происходило на фоне плохой вентиляции картера и затрудненного слива масла, то картина складывается совсем безрадостная.
Тем не менее, турбокомпрессор был удачно отремонтирован, был куплен и новый впускной патрубок. Пришло время собирать двигатель. Агрегат собрали и запустили без проблем. Сделали пробную поездку – ужас! Из выхлопной трубы вырываются клубы сизого дыма, а машина не едет! Вновь разбираем впускной тракт и видим там лужи масла.
Первая реакция, конечно, - расстройство. Неужели двигатель придется разбирать и серьезно ремонтировать? Решили не торопиться и для начала проверить давление картерных газов.
На исправном моторе это давление такое низкое, что никакой стрелочный манометр тут не подходит: нужен водяной манометр, способный зафиксировать даже очень низкое давление. И тут вырисовывается проблема – на холостом ходу давление в картере прямо-таки чрезмерное:
Да, похоже, что перспектива серьезного ремонта проявляется все явственнее. Но вскоре причина нашлась и она смешная. Посмотрите на фото:
При производстве патрубка боковой отвод, тот самый, куда подаются картерные газы, оказался попросту заглушенным. Как только привели патрубок в надлежащее состояние, двигатель заработал как часы, а давление газов пришло в норму. Ну что ж, можно выдохнуть.
Этот случай заставил по-другому взглянуть на генератор дыма. Он, конечно, есть, но используется редко из-за сложности подключения. После этого случая решил подходить к проверке впуска всерьез, а для этого купил вот такой набор переходников:
С его помощью подключение генератора дыма к впускному тракту стало быстрым и удобным, не нужно искать отверстие для подачи дыма (а на дизеле его, собственно, и нет) и искать, чем бы закрыть торец впускного патрубка.
Да, кстати: с компрессией все оказалось в порядке.