Diamag 2 - помощник диагноста
«Купи мотортестер, и у тебя откроются глаза». Эту памятную фразу я услышал пятнадцать лет назад от своего коллеги-автодиагноста. Прошло много времени, но она не только не потеряла значимости, но даже, пожалуй, звучит сегодня еще более актуально. Ведь возможности мотортестеров с тех пор шагнули далеко вперед, приборы «поумнели» и начали думать за диагностов, значительно облегчая их работу.
За примерами далеко ходить не нужно. Замечательные материалы прислал наш коллега из Узбекистана, автодиагонст Андрей Николаевич Бурмистров. Автомобили разные, а прибор один: Diamag 2, и о примерах работы с этим замечательным мотортестером мы и поговорим.
И в первую очередь мы «откроем глаза» на автомобиль Opel Vectra со старым известным восьмиклапанником, оборудованным системой моновпрыска бензина. Этот двигатель в модернизированном виде дожил до наших дней, и им оснащались производимые в Узбекистане Daewoo Nexia.
Автомобиль притащили на буксире, двигатель не заводился. Моторист посоветовал первым делом проверить наличие искры, затем снять крышку распределителя зажигания и посмотреть, крутится ли бегунок.
Но Андрей Николаевич принял другое решение. Зачем что-то разбирать, если под рукой есть мотортестер? Датчик разрежения подключили ко впускному коллектору, датчик синхронизации – на провод первого цилиндра. Заняло это меньше минуты. Запустили тест «Датчик разрежения во впускном коллекторе при прокрутке».
Верхняя осциллограмма – это разрежение во впускном коллекторе, нижняя – искра первого цилиндра. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять две простые вещи:
а) искры нет от слова «совсем»;
б) разрежение в коллекторе не имеет ничего общего с нормальной осциллограммой разрежения, представляющей собой красивую кривую, похожую на синусоиду.
Собственно, диагностика на этом закончена. Ясно, что разруха там полная, нужно разбирать двигатель. Первая мысль, которая приходит в голову в таких случаях: обрыв ремня ГРМ или сорванная шпонка на коленчатом или распределительном валу. Но все оказалось гораздо интереснее. Дефект Андрей Николаевич снял на видео. Посмотрите:
Второй пример – наша родная «Волга» ГАЗ 3110. Автомобиль давно снят с производства, но еще долго эти солидные «баржи» будут колесить по просторам бывшего СССР. Двигатель ЗМЗ 406. Неплохой, достаточно современный, шестнадцатиклапанный, хотя и доставляющий мотористам немало проблем.
Собственно, и в этот раз в истории участвовал моторист. Владелец перегрел двигатель, и в результате пробило прокладку головки блока. Не особо утруждаясь, мастер-моторист просто заменил прокладку, даже не проверив плоскость головки.
Вообще-то в подобных ситуациях, раз уж головка снята, нужно не только проверить плоскость, но и оценить состояние клапанов и направляющих втулок. При наличии проблем сразу договориться с клиентом и устранить их, чтобы «два раза не ходить». Нелишним будет заменить цепи, башмаки натяжителей и успокоители. Но в данном случае ничего подобного сделано не было.
Одним словом, прокладку заменили и отправили клиента кататься. Как оказалось, ненадолго. И в итоге автомобиль вновь оказался на сервисе, но на этот раз у диагноста. Опять заглянем в двигатель мотортестером, выполнив тест эффективности работы цилиндров:
«Хвосты» графиков отображают состояние механической части двигателя. Судя по ним, в более или менее нормальном состоянии находится лишь первый цилиндр. Все остальные имеют утечки… Да и гистограммы относительной компрессии красноречиво говорят о том же.
Мало того, тест «Анализ давления в цилиндре» показал, что на двигателе неверно установлены фазы ГРМ.
В своих обучающих видеокурсах я несколько раз повторял, что хороший диагност обеспечивает работой половину автосервиса: и моториста, и электрика, и даже слесарей. Это именно тот случай, и с участка диагностики автомобиль отправился на рабочее место моториста.
К счастью, с двигателем поработал уже другой моторист, гораздо более профессиональный. Оказалось, что под прокладкой головки блока свищ, а в двух цилиндрах прогорели выпускные клапаны. Головку отшлифовали, клапана притерли, выставили при помощи транспортира механизм газораспределения. Двигатель зашелестел.
Счастливого пути!
P.S.: о применении мотортестера Diamag 2 в диагностике автомобильных двигателей подробно рассказано в обучающем курсе "Diamag помощник диагноста". Пройдите его и научитесь работать так же эффективно, как и авторы этого материала!