Звонки по России бесплатно

CAN-шина и тест ElPower



Знаете ли вы, какой инструмент для автомобильного диагноста самый важный? Сканер? Мотортестер? Нет, неверно. Голова.

Можно утверждать это с полной уверенностью. Никакое оборудование не заменит логического мышления и понимания происходящих в автомобиле процессов. А современный автомобиль – штука очень непростая. Полагаться при его ремонте на коды неисправностей, конечно, можно. Но ведь ни один электронный блок не обладает интеллектом человека и может выставить код неисправности, который заведет неопытного диагноста в тупик.

Только человек может связать между собой разрозненные факты, только человек способен сделать правильный вывод, основываясь на полученных данных. К сожалению, приходится констатировать, что далеко не все автодиагносты отдают себе в этом отчет. До сих пор многие из них лишь считывают коды сканером, не утруждая себя поиском причинно-следственных связей. Нужно ли говорить, что подобный ремонт часто заканчивается большими финансовыми и репутационными потерями.

Пример. Имеем весьма приличный и дорогой автомобиль, Infiniti QX70. Двигатель - V9X, турбодизель объемом 3,0 л. Клиент пожаловался на то, что после холодного запуска на панели загорается лампа неисправности полного привода.

Это тот автомобиль и та самая ситуация, когда начинать нужно именно со сканера. Подключаем Consult-III и для начала считываем коды неисправностей.

Здесь нужно понимать, что в памяти блоков хранятся все коды, которые возникли с момента последнего сброса. Поэтому относиться к ним следует осторожно: вполне может быть, что неисправности давно уже нет. Или это был какой-то случайный сбой. В особо сомнительных случаях лучше стереть все ошибки, покататься на автомобиле какое-то время и лишь затем вновь прочесть коды. Полученная таким путем информация будет более достоверной.

Но мы все-таки прочитаем все коды и попытается сделать первые заключения. Итак, коды есть во многих блоках. Настораживает тот факт, что почти все блоки содержат указание на нарушение обмена по шине CAN, которой этот автомобиль, конечно же, оборудован:

В большинстве блоков это коды не актуальные, а сохраненные. К сожалению, современные автомобили приучили нас к тому, что ошибки по CAN-шине присутствуют практически всегда, хотя в последние годы ситуация начала исправляться. Но в нашем случае на шину «жалуются» почти все блоки, что позволяет сделать первое заключение: с шиной что-то не так.

А в блоке управления двигателем зафиксирован еще один интересный код, который говорит о проблеме с бортовым напряжением: В большинстве блоков это коды не актуальные, а сохраненные. К сожалению, современные автомобили приучили нас к тому, что ошибки по CAN-шине присутствуют практически всегда, хотя в последние годы ситуация начала исправляться. Но в нашем случае на шину «жалуются» почти все блоки, что позволяет сделать первое заключение: с шиной что-то не так. А в блоке управления двигателем зафиксирован еще один интересный код, который говорит о проблеме с бортовым напряжением:

Обратим внимание на антиблокировочную систему тормозов. Ее блок управления содержит код не только на напряжение питания, но и актуальный код опять-таки на сбой обмена по CAN-шине:

Можно, конечно, покопаться в шине. Что именно и как там проверять – подробно рассказано в обучающем курсе «Шины передачи данных». Но давайте оставим проверку шины на потом. Опыт подсказывает, что прежде нужно решить проблему с кодом неисправности по напряжению аккумуляторной батареи.

Знаете, когда речь идет о питающем напряжении, я предпочитаю проверять его самым надежным способом: применением мотортестера. Нужно ведь не просто измерить значение напряжения, важно увидеть и оценить его форму, посмотреть, как оно изменялось во времени.

На самом деле это очень крутая штука. Почему-то мало кто понимает важность проверки мотортестером питающего напряжения и качества «массы». Очень часто именно проблемы с питанием и «массой» бывают причиной спорадических дефектов. Мотортестер в подобных ситуациях – настоящая палочка-выручалочка.

Да и вообще, тенденция последних лет такова, что на сканер производители выводят все меньше и меньше параметров. Видимо, руководствуясь принципом «меньше знаешь – крепче спишь». Это, конечно, шутка. Но по факту в последнее время довольно часто, не получив достаточного количества информации сканером, приходится использовать мотортестер. Даже на очень продвинутых автомобилях, коим и является приехавший к нам Infiniti.

Решено! Устанавливаем мотортестер… чуть  не сказал «под капот», нет, в багажник, ведь аккумулятор находится там:

Что же дальше? А дальше – замечательный тест для проверки компонентов бортовой сети, созданный Андреем Шульгиным. Называется он ElPower, «электрическая мощность», и полностью оправдывает свое название: в автоматическом режиме он определяет состояние аккумуляторной батареи, стартера, втягивающего реле и генератора. Диагносту даже не нужно думать, скрипт все сделает сам и укажет на проблемные узлы.

Выполняем тест. Это несложно и занимает всего пару минут. Вот что выдала программа:

Давайте обратимся к результатам теста. Прежде всего, желтым цветом скрипт выделил параметры, не укладывающиеся в допуск. А я бы даже сказал, что не в допуск, а вообще в разумные пределы!

Исходное напряжение на батарее всего 11,95 В. Это означает, что батарея глубоко разряжена (собственно, скрипт и показывает, что заряд батареи составляет всего 20%).

Рекомендация зарядить (а лучше всего просто заменить) батарею совершенно обоснована.

А вот теперь – самое интересное! Напряжение при прокрутке двигателя стартером составило… 7,5 В! Это не просто мало, это очень мало! Но двигатель теплый, и стартер потреблял тока заметно меньше, чем при холодном запуске. И соответственно меньше была просадка напряжения.

Можно с высокой долей вероятности предположить, что при попытке завести холодный двигатель просадка напряжения была не до 7,5 В, а до гораздо более низкого значения. Видимо, напряжение опускалось ниже того порога, при котором еще возможно нормальное функционирование CAN-шины. Поэтому блоки и содержали связанные с обменом коды неисправностей.

Казалось бы, какая связь между CAN-шиной и тестом ElPower, не правда ли? Оказывается, самая прямая.

Подведем итог. Прежде всего, не следует бездумно полагаться на сканер и коды неисправностей, иногда это путь в никуда. Далее, мотортестер по праву занимает свое законное место на столе автодиагноста. И надеюсь, будет занимать его всегда. Ну и самый важный вывод: грамотная диагностика должна базироваться на понимании происходящих в автомобиле процессов.

А что же с лампой неисправности полного привода? А ничего. После замены аккумуляторной батареи она больше не загоралась.

Дмитрий Чекмарев, Алексей Пахомов