8 800 234 4884Звонки по России бесплатно

Скупой платит дважды

Знаете, почему клиент не должен видеть процесс диагностики?

Лично я очень не люблю, когда клиент наблюдает за моей работой по той причине, что диагностика для меня – творчество. Что-то сродни полету. Я сосредоточен, я анализирую показания приборов и я уже вообще где-то не здесь, как вдруг над ухом звучит «а эту вот штуку может подкрутить или не надо?» Все, какой тут творческий полет? Одно раздражение.

Но и не это главное. А главное в том, что работа диагноста вроде как и не видна. Вроде что-то делал человек, ходил вокруг машины, в приборы смотрел, в компьютер… И что? Деньги-то за что платить? Клиент не понимает, что проделана большая интеллектуальная работа, требующая знаний, опыта и квалификации. Или еще проще: зачастую причиной очень явного дефекта оказывается всего лишь плохая «масса» или оторванный проводок. Клиент, видя это, задается вопросом: «И за эту мелочь платить такие деньги?» Но скупой, как известно, платит дважды, а лох – постоянно.

Эти мысли возникли в моей голове, когда я читал письмо Тиграна Вартаняна, диагноста из города Новопавловска. Тигран рассказал об одном интересном случае диагностики двигателя с непосредственным впрыском. Автомобиль  HYUNDAI AVANTE III, 2012 года выпуска, с двигателем G4FD. Этот мотор устанавливался как на автомобили HYUNDAI, так и на автомобили KIA. Надо сказать, двигатель весьма навороченный: система переменных фаз газораспределения, непосредственный впрыск топлива, шестнадцать клапанов и система зажигания типа СОР. При рабочем объеме 1,6 л двигатель выдает неплохую для безнаддувного мотора мощность в 135 л.с.

Дефект, со слов клиента, состоял в следующем: «После прогрева до рабочей температуры глохнет, немного остывает и только потом заводится. Так может произойти в течение дня несколько раз, а может неделю работать без проблем. Динамика в порядке, работа ДВС ровная без каких-либо провалов и подергиваний». По закону жанра, клиент уже был на диагностике в официальном сервисе, где ему приговорили топливный насос высокого давления ценой в 80 000 рублей и взяли за диагностику две с половиной тысячи.

Прежде чем продолжить рассказ, я вкратце напомню, как работает непосредственный впрыск. Его работа сильно отличается от систем впрыска на клапан. Во-первых, впрыск осуществляется прямо в цилиндр, для чего используется форсунка особой конструкции, сходная с дизельной. Во-вторых, «втолкать» в цилиндр топливо можно лишь под высоким давлением, привычные 3-4 атмосферы здесь не помогут: мы впрыскиваем топливо в цилиндр, давление в котором при этом может превышать десяток атмосфер, и это давление нужно пересилить давлением топлива. Да еще и нормально распылить бензин при этом.

Поэтому составной частью такой системы является топливный насос высокого давления (ТНВД):

Но из бака топливо до ТНВД тоже нужно как-то подавать, причем не просто подавать, а тоже под давлением. Для этого используется подкачивающий насос в баке. По сути, это тот же насос, который применяют в системах впрыска на клапан в качестве основного. Бак тот же, насос тот же, соответственно, и болячки те же. Только теперь насос не подает топливо непосредственно в рейку, а лишь снабжает им ТНВД.

На иллюстрации голубым цветом показаны трубки с низким давлением от подкачивающего насоса и обратного слива с рейки, а красным – трубки с высоким давлением топлива, созданным ТНВД.

Проводя диагностику такой системы, ни в коем случае нельзя «приговаривать» ТНВД, не проверив магистраль подкачки. А ведь в первую очередь от некачественного бензина и воды страдает именно подкачивающий насос! И сетка забивается грязью именно на нем, и песок с водой он пропускает через себя тоже в первую очередь. ТНВД живется легче: до него бензин доходит уже отфильтрованный. К сожалению, неопытные диагносты забывают об этом и приговаривают к замене именно ТНВД, забыв о подкачивающем насосе.

А Тигран не забыл. Подключил сканер, завел двигатель и стал следить по показаниям сканера за высоким давлением. Предоставляю ему слово: «Двигатель, поработав на холостом ходу совершенно ровно около 20-25 минут, стал медленно терять обороты, пока не заглох вовсе. Попутно по сканеру видно, что давление топлива начало медленно падать с 3,9-4,1 МПа до 1,2-1,3 МПа. Я сразу же решил проверить бензонасос подкачки в баке и оказался прав. Прежде чем начало падать высокое давление, первым начало падать давление подкачки из бака, таким образом, ТНВД оказался ни при чем.

Подключив осциллограф к питанию подкачивающего бензонасоса, обнаружил, что через какое-то время работы на осциллограмме появляются сильные шумы:

Пройдясь по проводке, обнаружил некачественную потемневшую скрутку под панелью в районе левой ноги водителя. Зачистил провода, установил разъемы папа-мама, заизолировал термоусадочной трубкой. Выглядит красиво, как будто так задумано с завода. Видимо, была попытка установить секретку в цепь бензонасоса. В общем, потратил минут 40 и взял с него 500 руб.»

Несмотря на то, что Тигран спас клиента от проблем с заменой дорогущего ТНВД и последующих длительных «разборок» с официальным сервисом, приговорившим ТНВД к замене, тот заявил, что 500 рублей за два скрученных провода – это очень много. После чего Тигран вежливо отказался от оплаты и посоветовал клиенту продолжать ездить к официалам.

Скупой платит дважды, лох – постоянно.

Тигран Вартанян, Алексей Пахомов