8 800 234 4884Звонки по России бесплатно

Когда диагност еще и автоэлектрик

Любые курсы автоэлектрика, на которых обучают специалистов для автосервиса, используют в своей работе классическое оборудование типа тестера или контрольной лампы. В принципе, в большинстве случаев этого вполне достаточно.

Но в последнее время профессия автоэлектрика часто объединяется с профессией автомобильного диагноста, и на многих сервисах так и называется: автоэлектрик-диагност. Ну что ж, это очень сочетаемо. Я бы даже сказал, это просто бомба, когда диагност применяет свои навыки и свои приборы при работе с электропроводкой автомобиля.

Приведу два таких примера.

Первый – автомобиль ВАЗ 2115. Проблема в том, что при одновременном включении ближнего света фар  и омывателя лобового стекла свет фар тухнет, а вся подсветка приборов моргает. Ситуация очень неприятная, особенно ночью. Как водится, автомобиль объехал несколько сервисов, был осмотрен несколькими автоэлектриками и владельцем были выслушаны многозначительные фразы типа «что-то замыкает». В конце концов был даже заменен монтажный блок.

Автомобиль перед нами. Начинаем с внешнего осмотра жгутов и монтажного блока. Ничего криминального не обнаружено: все жгуты уложены аккуратно, явных повреждений нет, монтажный блок новый. Однако при нажатии на рычаг омывателя одновременно срабатывали реле стеклоподъемников, ближнего и дальнего света фар. Первое впечатление – где-то не хватает «массы».

Самое время обратиться к электрической схеме. В первую очередь исследуем реле стеклоподъемников. Вот участок схемы монтажного блока с этим реле:

Один из выводов обмотки, а именно 86 контакт реле, подключен к массе. Проверим ее качество мотортестером. Первый канал прибора подключаем к этой массе, а второй – к минусовой клемме аккумуляторной батареи, чтобы было, с чем сравнить, и включаем омыватель:

Нет там никакой «массы»: напряжение на 86 контакте в момент включения омывателя становится равным 10 В. Теперь осталось лишь найти причину.

Проверяем все точки заземления жгута проводов и убеждаемся в том, что здесь все в порядке. Но почему на реле стеклоподъемника нет «массы»? Остается только проверить, а доходят ли «массы» до разъемов жгута, подключенных к монтажному блоку. Обратимся к электрической схеме монтажного блока. Несложно увидеть, что «массы» реле стеклоподъемников, ближнего и дальнего света фар и еще нескольких элементов подключены к контакту 5 разъема Х3:

Проверяем контакт 5 разъема Х3. А там попросту нет провода! Зато он есть в соседнем гнезде разъема, там, где его быть не должно. Переставляем провод в пятый контакт, все приходит в норму. Видимо, когда-то он выпал, и вставили обратно его не на то место.

К слову, клиент ездил с этой неисправностью два месяца.

Конечно, такую проблему можно было найти и простой «контролькой», но гораздо понятнее и проще увидеть осциллограмму на экране и мгновенно все понять.

Второй случай. На этот раз автомобиль Нива, блок управления Январь 5.1. Клиент пожаловался на то, что двигатель после прогрева и остановки больше не заводится до тех пор, пока не остынет. И опять старая песня: объехал несколько сервисов, нигде не смогли помочь, заменили датчики температуры и дроссельной заслонки ну и так далее.

Заводим и прогреваем двигатель. Он работает ровно, но при попытке поехать глохнет и больше не заводится. Отлично, это нам и нужно. Подключаем сканер ДСТ-14 и оцениваем параметры. Первое, что бросилось в глаза, это показания ДПДЗ:

Датчик положения дросселя 34%. И это при закрытом дросселе! Температура 40° на прогретом двигателе. Все, это приговор. Смотрим на схему системы управления двигателем:

Зеленый провод, соединяющий между собой датчики положения дроссельной заслонки, температуры и расхода воздуха, - это провод массы с ЭБУ. Подключаем к нему щуп мотортестера:

Вот результат измерения:

На «массе» датчиков полтора вольта. Чтобы убедиться в правильности наших выводов, подаем временно «массу» напрямую на зеленый провод:

Результаты на экране сканера:

Температура соответствует прогретому двигателю, положение дроссельной заслонки 0%. И даже коэффициент коррекции по СО-потенциометру изменился: потенциометр тоже сидит на этой же «массе». Двигатель заводится совершенно без проблем!

Осталось только распотрошить жгут проводов в салоне автомобиля и досконально проверить все соединения массы там. Но главное - дефект успешно найден.

Все-таки хорошо быть одновременно и диагностом, и автоэлектриком!

Никита Напреев, Алексей Пахомов