8 800 234 4884Звонки по России бесплатно

О сломанном коромысле, дырявом усилителе и выборе мотортестера

Сегодня у нас будет очень насыщенный урок: я постараюсь убить сразу двух или даже больше зайцев. Во-первых, я отвечу на вопрос, который с завидной регулярностью приходит ко мне в электронную почту, а во-вторых, мы продолжим обучение диагностике двигателя и рассмотрим два интересных и достаточно редких случая.

Начнем с вопроса. «Алексей, какой мотортестер купить лучше всего? Autoscope? Вроде дороговато… Diamag? А нормальный ли он, можно ли им работать? Может быть, поискать MotoDoc? А что вы думаете насчет MT10?» В той или иной вариации этот вопрос приходит ко мне в почтовый ящик практически ежедневно.

Я не претендую на истину в последней инстанции, пожалуйста, не принимайте мои слова как руководство к действию. И не собираюсь делать обзор рынка мотортестеров России. К тому же у меня нет опыта работы всеми продаваемыми приборами. Но все-таки постараюсь выразить свое мнение по вопросу покупки мотортестера.

Начнем с того, что всерьез рассматривать стоит только приборы с датчиком давления в цилиндре. Если такого датчика в комплекте прибора нет – даже не думайте о покупке: именно с его помощью добываемая информация представляет для диагноста наибольшую ценность.

Продолжим. MotoDoc – безусловно, хороший прибор. Четыре дифференциальных канала, многоуровневая защита «от дурака», безразличие к полярности питания, пожизненная гарантия. Все это замечательно, но прибор снят с производства, а когда появится новый – пока неизвестно. Можно дешево купить прибор б/у, он прослужит еще долгое время. Но такая покупка – лотерея: может повезти, а может и нет.

Далее. На первое место по популярности в России заслуженно вышел Autoscope IV. Среди несомненных достоинств этого прибора – знаменитые тесты Андрея Шульгина, которые автор постоянно совершенствует. Прибор стал намного более простым в применении в отличие от предыдущей версии, получил удобный кронштейн для установки под капот, провода с подсветкой щупов и много дополнительных опций. Пожалуй, единственный весомый недостаток Autoscope IV – это цена. Но здесь уместно напомнить, что хорошие вещи дешевыми не бывают.

Diamag 2. Я бы сказал, что это бюджетная альтернатива дорогим мотортестерам. Несмотря на свою низкую цену, он располагает не намного меньшими возможностями, чем более дорогие собратья: в нем также реализованы тесты, основанные на идеях Андрея Шульгина, и даже ряд собственных тестов. Несомненный плюс - наличие экспресс-диагностики. Из минусов я бы назвал повышенную чувствительность к возникающим при работе с прибором помехам и применение недорогих комплектующих.

Часто меня спрашивают, что выбрать: Autoscope IV или Diamag 2? Вроде по цене приборы очень даже разные, как быть? Я бы ответил совсем просто: есть Лада Гранта и есть Мercedes С-класса. Оба автомобиля имеют сходные размеры и выполняют, по сути, одни и те же функции – перемещение человека из точки А в точку Б. Но кто-то тратит большие деньги на Мercedes, а кто-то довольствуется Грантой. Это не значит, что Гранта плохая: она просто соответствует своей цене, и не более того.

Так и с мотортестерами. Применять при диагностике двигателя можно любой из них, но нужно понимать, что уровень комфорта при работе с прибором будет адекватно соответствовать его цене.

В подтверждение последнего тезиса я приведу два интереснейших примера. Это примеры диагностики двигателя, выполненные как раз мотортестером DiaMag 2.

Первый случай – автомобиль Daewoo Matiz, известный трехцилиндровый двигатель F8CV. Жалоба клиента на шумную работу двигателя.

Первое, что было сделано, это съем осциллограммы во впускном коллекторе датчиком разрежения при прокрутке стартером с отключенной подачей топлива. Результат очень нагляден:

Все. Налицо сильный износ в механизме газораспределения. Обратите внимание на то, что волны разрежения от двух цилиндров практически идентичны, а один из цилиндров имеет явный дефект. После снятия клапанной крышки выяснилось, что в результате масляного голодания износились ось коромысел и само коромысло выпускного клапана второго цилиндра. Причем износ был настолько велик, что коромысло легко можно было шевелить рукой:

Второй случай произошел с автомобилем ВАЗ 2115 с широко известным восьмиклапанным двигателем. Клиент пожаловался на нестабильный холостой ход и «протраивание».

Пойдем самым простым путем: выполним тест «Эффективность работы цилиндров» и оценим результат. Все как обычно, разброс производительности форсунок, проблемы с компрессией… Однако насторожил вот этот момент:

Порассуждаем. Это был момент резкого открытия дросселя. Первый цилиндр показал эффективность намного ниже остальных. С одной стороны, известно, что при «перегазовке» проявляются дефекты системы зажигания. Но если бы это была система зажигания, то эффективность цилиндра упала бы ниже нуля, ведь воспламенения нет!

А здесь есть воспламенение. И график выше нуля. Но цилиндр отработал очень плохо. Нестыковка: на графиках чуть раньше этого момента мы видим нормальную, в общем-то, работу первого цилиндра, а тут… И ведь не зажигание? А что же это?

Первый цилиндр… Что на этом моторе отличает его от остальных? Ну конечно, близость к нему патрубка для вакуумного усилителя тормозов! Спрашиваем клиента о тормозах и получаем ответ, что для срабатывания тормозов нужно нажимать на педаль дважды. Оставляем за скобками рассуждения на тему «разве можно так ездить», глушим патрубок и вновь выполняем тест:

Все, один серьезный дефект нашли. Дефект действительно серьезный, ведь с тормозами не шутят. И одновременно очень интересный: даже в обучающем курсе «Diamag помощник диагноста», рассказывая о тесте «Эффективность работы цилиндров», я не упомянул о подобном дефекте. Теперь вот восполнил этот пробел.

А дальше – все как обычно. По результатам теста форсунки 2 и 3 цилиндров под замену, компрессию во втором цилиндре – искать:

Хотя, пожалуй, с компрессией можно не торопиться. Сначала заменить форсунки и посмотреть, не в результате ли смыва масляной пленки снизилась компрессия во втором цилиндре.

Проливка форсунок на стенде подтвердила вывод о необходимости их замены, сделанный на основе нашего теста.

Разумеется, в рамках одной статьи я не могу рассказать все тонкости анализа графиков эффективности цилиндров. Об этом очень обстоятельно рассказано в обучающем курсе «Diamag помощник диагноста». Изучите его!

Андрей Бурмистров, Алексей Пахомов