8 800 234 4884Звонки по России бесплатно

8 (3412) 47 00 30 контактный телефон в Ижевске

Скрипт ElPower в помощь диагносту

Вы наверняка неоднократно слышали в моих видеоуроках банальную истину: хороший диагност снабжает работой половину сервиса. И моториста, и электрика, и даже слесарей. И сегодня я немного расскажу о проверке тока стартера с помощью мотортестера Autoscope IV.

Самое интересное заключается в том, что исправность цепей стартера и его элементов важна не только сама по себе: иногда стартер создает настолько сильные электромагнитные помехи, что они мешают нормальному запуску двигателя. Такая картина часто наблюдается, например, на старых автомобилях Nissan.

Начнем, пожалуй, с того, что для проверки стартера, генератора и аккумулятора в состав программного обеспечения мотортестера входит скрипт Андрея Шульгина, так называемый ElPower. Не буду пересказывать руководство по пользованию этим тестом, это вы можете сделать самостоятельно, а лучше покажу пару интересных результатов.

Для сравнения рассмотрим результаты теста ElPower двух автомобилей: Volkswagen и Suzuki.

Это результаты анализа графиков Volkswagen:

Первое, на что хочется обратить внимание, - это генератор. С ним просто все в порядке: напряжение зарядки в норме, пульсации совсем незначительны.

С аккумулятором дела обстоят хуже: он уже не выдает ток, который выдавал «в молодости». Да и просадка напряжения уже на грани и даже чуть ниже.

А вот со стартером дела обстоят совсем плохо: если ток втягивающего реле и время его включения очень даже неплохие, то наличие разрывов тока однозначно говорит о том, что без снятия и серьезного ремонта не обойтись. Что такое разрывы тока?

Известно, что при работе стартера ток течет от положительной клеммы аккумулятора через контакты втягивающего реле, щетки и коллектор на «массу» двигателя. В этой цепочке может оказаться разрыв только в двух местах: на контактах реле и на щетках стартера. Учитывая, что контакты реле неподвижны, а щетки скользят по якорю, можно с большой долей вероятности утверждать, что разрывы тока в стартере возникают именно на якоре электродвигателя.

Скрипт, анализируя форму осциллограммы, определяет  моменты, когда ток резко уменьшается, вплоть до полного исчезновения, и считает их разрывами тока. Чтобы окончательно убедиться, что скрипт не ошибся, взглянем на осциллограмму:  

Красная осциллограмма – ток стартера, желтая – напряжение на аккумуляторе.

На осциллограмме тока – жуткие провалы. По сути, это и есть моменты пропадания тока, возникшие вследствие износа щеток стартера. В этом случае возникают сильные электромагнитные помехи, которые мешают работе датчика положения коленвала и могут привести даже к невозможности запуска двигателя.

Обратите внимание, что и осциллограмма напряжения (желтая) тоже скачет в такт с током.

Чтобы убедиться в том, что это именно щетки, а не контакты втягивающего реле, можно взглянуть на самое начало прокрутки:

Совершенно очевидно, что количество и амплитуда разрывов тока увеличивались вместе с ростом частоты вращения стартера. А в самом начале прокрутки разрывов практически не было.

Вывод: аккумулятор под замену, стартер в ремонт.

А теперь рассмотрим еще один результат теста, это уже Suzuki. Здесь картина другая:

Несмотря на 100% уровень заряженности, аккумулятор показал значительную просадку напряжения при запуске двигателя, до 8.7 вольта. Ну и ресурс по пусковому току тоже далек от идеала.

Генератор. Тут требуется разборка и ремонт. Во-первых, напряжения 13.5 вольта совершенно недостаточно для нормальной работы. Во-вторых, уровень пульсаций напряжения превышает допустимый предел в несколько раз.

Стартер. Здесь никаких проблем нет.

Взглянем на осциллограмму.

Рассмотрим на осциллограмме момент прокрутки.  Обратите внимание, какая достаточно гладкая линия как напряжения, так и тока. Никаких провалов, никаких резких изменений сигнала. Это абсолютно правильная осциллограмма, так выглядит исправный стартер. Небольшой шум на осциллограмме - это допустимо: все-таки ведь щетки не могут обеспечить идеальный контакт при вращении якоря.

Но это при запуске. А вот момент, когда двигатель подхватил и в работу включился генератор:

Синим маркером обозначен момент, где был выключен стартер. Ток (красная осциллограмма) при этом сменил свое направление, что означает зарядку аккумулятора. Но обратите внимание на то, какие сильные пульсации имеет ток! Они таковы, что одна из полуволн уходит выше нуля, то есть ток из аккумулятора потребляется. Ну и график напряжения также имеет сильные пульсации.

Здесь я напомню: генератор в принципе создает пульсирующее напряжение. Точнее, сумму постоянного и переменного напряжений. Поэтому пульсации есть всегда. Но они в значительной мере сглаживаются аккумулятором: аккумулятор играет роль некоего конденсатора, через который замыкается переменная составляющая напряжения.

Но если генератор неисправен, то значительно повышается амплитуда пульсаций. Скрипт опять-таки автоматически это определяет и выносит свой вердикт. Если скрипт написал, что амплитуда пульсаций повышена, - все, генератор разбирать. Но взглянуть на осциллограмму, хотя бы из любопытства, будет нелишним.